ЦВЕТЫ И АВТО

О проекте Redlily Каталог Хочу в журнал! Услуги дизайнера Анонсы Карта сайта
Стальные цветочки

Стальные цветочки

Автор: Георгий Водянов

Цветы ни у кого не вызывают отторжения: это мощный положительный символ, и даже махровые аллергики не против заиметь у себя дома обои с розами — или машину с «цветочным» названием! И пусть всем известный Opel Astra намекает не на цветок астру, а на звезды (в переводе с латыни), но Mitsubishi ROSA, Nissan LAUREL (лавровый венок, англ.), Nissan VIOLET (фиалка, англ.), Subaru RETNA (молодой побег, молодой росток, исп.), Toyota COROLLA (одно из значений — венчик цветка, англ.), Лада Калина, в конце концов, — имеют однозначно «цветочное» происхождение названий. И легендарный Lotus (лотос, как вы правильно догадались) — тоже.

дальше >>

Имя? Роза!

Разработкой звучного имени для новой модели занимаются специальные фирмы. Их главная задача — придумать звучное, запоминающееся, не несущее негативных ассоциаций название.

Дело усложняется тем, что одно и то же слово в разных языках может звучать по-разному: например, «Жигули» в итальянском созвучно слову «жиголо», а название внедорожника Pajero по-испански звучит и вовсе неприлично. Mazda предложила покупателям компактный автомобиль под названием LaPuta (летающий остров из «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта), но те же испаноговорящие покупатели почему-то не пожелали приобретать авто с названием «Мазда Шлюха» (пер. с исп.). Еще одна машина, которая «не прижилась» в испаноговорящих странах из-за своего названия,— Chevrolet Nova. В переводе с испанского словосочетание «no va» означает «не едет». А в России не продаются Chevrolet Kalos: для русского рынка название этой модели звучит как Chevrolet Aveo.

Примеров множество, хотя от неудачных названий марок и моделей автомобилей чаще всего страдают испанцы и португальцы. Например, Opel Ascona в их языках означает женские половые органы, а название Nissan Moco переводится как «слизь» или «сопли»: в своем фирменном зеленом цвете этот автомобиль вызвал у испанцев двойное недоумение.

Выпуская на рынок автомобиль под названием Swinger, представители компании Dodge вряд ли хотели кого-то оскорбить или эпатировать. Однако на рынке эта модель почему-то не прижилась...

Компактный электрокар Mitsubishi iMiEV, который производитель уверенно называет «автомобилем будущего», пользуется весьма ограниченным спросом в Германии, потому что его название созвучно немецкому словосочетанию «много вони».

Другая сложность профессии «автолингвиста» заключается в том, что в мире уже запатентованы более 100 тысяч вариантов названий. Чтобы найти подходящее название для нового авто, приходится перебирать тысячи вариантов. Так что — почему бы и не цветочки.

В мире существует огромное количество крупных и мелких, вымерших и ныне живущих автопроизводителей, и каждый из них выпустил некоторое количество отдельных марок: всего — тысячи различных названий, в том числе и цветочных. Остановимся лишь на трех самых свежих «ростках» и на одной легенде. Легенде о лотосах.

Водяные лилии Колина Чапмена

Официальная часть легенды начинается 62 года назад, когда британский конструктор-самоучка Колин Чепмен зарегистрировал компанию Lotus Engineering. Гениальный создатель чемпионских машин Формулы-1 и всемирно известных спорткаров, незаурядный организатор в юности бредил самолетами, а образование получил по специальности «Гражданское строительство».

Он не понаслышке знал все о сопротивлении материалов, по собственному летному опыту отлично представлял природу аэродинамики, что позволило поднять автостроение на новые высоты. Легкость конструкции стала для него религией — и отличительной чертой всех Lotus, как гоночных, так и дорожных.

— Добавляя мотору мощности, вы увеличиваете максималку на прямых, — любил повторять великий конструктор. — Но облегчая автомобиль, вы делаете его быстрее в любой ситуации!

В погоне за легкостью Колин станет законодателем мод Формулы-1.

Использование двигателя в качестве несущего элемента, антикрылья — выдающиеся инженерные решения, без которых и сегодня немыслим любой гоночный и спортивный автомобиль…

Почему Колин Чепмен назвал автомобиль в честь восточного цветка? За три десятка лет Чепмену задавали этот вопрос не меньше миллиона раз, но он каждый раз упорно уклонялся от ответа. Полагают, что это дань увлечению буддизмом — пусть совсем недолго и не всерьез, но все же... А лотос в этом религиозно-философском учении — символ чистоты. По другой версии лотос — любимый цветок его невесты, а затем и жены Хейзел Уильямс.

А начиналось все с гаражной мастерской, где Чепмен вместе с приятелем приводил в чувство «убитые» подержанные машины для последующей перепродажи. Но вскоре выгодный, но такой скучный бизнес надоел молодому человеку. И он уже знал, куда направить бившую ключом энергию.

Еще в 1947-м, покопавшись в потрохах разбитого Austin Seven и максимально облегчив машину, 19-летний Колин заявился на старт местечковых любительских гонок. Важнее, что своему самодельному драндулету или, как благородно выражаются англичане, «спешелу» Чепмен подарил имя собственное: Lotus Mk I. На фото Колин сидит за рулем своей первой машины, в качестве штурмана выступает его будущая жена Хейзел Уильямс.

Как бы то ни было, за первым «спешелом» последовал второй. Причем на Lotus Mk II Чепмен осмелился выйти на «кольцо», хотя до этого не видел ни одной гонки даже с трибуны. И не просто вышел, а одержал победу! Стоит ли удивляться, что следующую машину он уже строил по спецзаказу? Вскоре гоночные Lotus превратились в настоящих звезд, а новые заказы все прибывали. И в январе 1952 года Чепмен оформил документы на собственную автомобильную компанию. Кто бы тогда мог предположить, что пройдет всего 11 лет — и Lotus станет чемпионом Формулы-1?! Джим Кларк, Грэхэм Хилл, Эмерсон Фиттипальди, Йохен Риндт, Марио Андретти становились чемпионами F1 за рулем машин Чепмена… Возрожденный Lotus и сегодня неплохо себя чувствует в «королевских гонках».

Но, будучи гениальным инженером и конструктором, как бизнесмен Чепмен показал себя не с лучшей стороны. Уже первая дорожная модель фирмы — Elite (1958 г.) — едва не стала причиной краха компании. Сверхпродвинутое в инженерном плане купе оказалось столь дорогим в производстве, что каждый проданный экземпляр приносил ощутимые убытки.

При подобном подходе вряд ли Lotus протянул бы долго в качестве автопроизводителя, но инженерными талантами Чепмена заинтересовались крупные игроки. Началось все с крупного заказа от Ford на создание заряженной версии седана Cortina. За ним последовали контракты от Talbot, Vauxhall, Chevrolet, Isuzu и других массовых брендов. Знаменитый DeLorean DMC-12 дорабатывали в мастерских фирмы Чепмена.

Именно с DeLorean связана и самая, пожалуй, неприятная история в карьере Колина. Контракт с американцами оплачивался через оффшорные счета, и, как выяснилось в результате расследования, далеко не все средства шли по прямому назначению. Кругленькие суммы осели на личных счетах Чепмена и людей из его ближайшего окружения...

От позора недавнего любимца британской империи уберегли лишь весьма уважительные обстоятельства — 16 декабря 1982 года Чепмен умер от сердечного приступа в собственном замке. Основателю Lotus было всего 54...

В 80-е для компании настают нелегкие времена: она переходит из рук в руки, и в результате ее нынешним владельцем стал малайзийский концерн Perusahaan Otomobil Nasional Bhd (Proton), который твердо уверен в прекрасном будущем знаменитой автомобильной марки.

Самые свежие «Кактусы»

Французский автопроизводитель Citroen представил на мартовском автосалоне`2014 в Женеве абсолютно новый автомобиль, который заявляют о будущем направлении развития марки: Citroen C4 Cactus.

Взгляд сразу останавливается на панелях Airbump, расположенных на переднем и заднем бамперах, а также на бортах кроссовера. Эти элементы благодаря своей структуре напоминающей накачанные воздухом подушки, помогают избежать повреждений кузова при небольших ударах (наконец-то!). Из необычного (французы не могут без этого) отметим передний диван, который заменяет пару отдельных кресел (ностальжи?). Слава Богу, серийная модель обзавелась круглым рулевым колесом (у прототипа руль был прямоугольным).

Максимальная скорость кроссовера ограничена 190 км/ч. Моторная гамма включит в себя два бензиновых и два дизельных мотора. Первые выдают 82 и 109 л.с., а вторые — 92 и 100 сил.

Экологичный «Листок»

Nissan LEAF (англ. leaf — лист, листок) — электромобиль японского концерна, серийно выпускаемый с весны`2010, сенсация прошлого года: он получил титулы «Всемирный автомобиль года» (WCOTY) и «Автомобиль года» от европейского жюри.

Пятидверный переднеприводный хэтчбек с электродвигателем мощностью 80 кВт (крутящий момент — 280 Н•м., максимальная скорость — 145 км/ч). Нижнее расположение самого тяжёлого элемента автомобиля — аккумуляторной батареи — обеспечивает отличную устойчивость и более высокую жёсткость конструкции по сравнению с одноклассниками. Одной зарядки литий-ионной батареи хватает на 160 км пробега. Полный цикл заряда аккумуляторов от бытовой электросети длится порядка 8 часов, но 80 % ёмкости на специальном зарядном устройстве восполняются за 30 минут. Благодаря продуманной конструкции и налоговой политике большинства развитых стран, поощряющих «зеленые» автомобили, Nissan LEAF активно в них покупается (продажи за три года достигли стотысячного рубежа).

Кстати, Nissan планирует начать официальные продажи и у нас: ориентировочная цена — 30 000 €. Смешные цены на электромобили обусловлены гигантскими таможенными пошлинами, в частности, на аккумуляторы. Никаких льгот для тех, кто желает сделать свой вклад в экологичность транспорта, в России не предусмотрено.

Цветок карьеров

Компания IVECO представила тяжелый карьерный самосвал Astra RD. Автомобиль разработан специально для работы в сложных дорожных и климатических условиях. Карьерный самосвал… это весьма внушительное сооружение: колеса величиной в человеческий рост, масса 54 т, огромный кузов. Отнюдь не нежный цветок, а впрочем, такой солидной компании, как IVECO, виднее.

Три орешка для самурая

В 1870 году Ятаро Ивасаки арендовал три парохода и основал компанию Tsukumo Shokai Shipping Co. В 1886-м ее название сменилось на Mitsubishi Steamship Co. К этому времени еe флот насчитывал уже более 30 кораблей. Товарный знак в виде трех ромбов восходит к гербу, или «мону» фамилии Ивасаки. Каждый из ромбов выражает один из принципов «Мицубиси»: общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами через торговлю. Таким образом, «Mitsu» — «число 3», «hishi» — переводится дословно как «ромб». Все вместе — «три ромба». Здесь следует отметить, что значение «ромб» развилось из названия водного каштана (по-японски hishi), который имеет такую форму. Многие в начертании логотипа компании усматривают драгоценные камни, поэтому существует еще один вариант перевода названия — «три бриллианта», но он является ошибочным.

еще статьи >>Красное и серое  ·Чего хотят женщины   ·Цветы автоцвета
Наверх