1871 год, демобилизовавшийся с франко-прусской войны художник оказывается в горящем Париже… Это период подавления Коммунны — и становления импрессионизма, в том числе и в творчестве Ренуара.
«Натюрморт с букетом и веером» — один из его самых известных натюрмортов.
дальше >>
«Натюрморт с букетом и веером» (на главном фото) отличает очень необычный выбор предметов: как и все классические натюрморты, он полон символов и намеков. Полагают, что вид и ракурс букета перекликается с букетом на картине «Олимпия» Эдуарда Мане, а вся картина считается данью уважения Мане — одному из основоположников импрессионизма. Кстати, сам Мане назвал это полотно «Венера», но современники окрестили его «Олимпией» — по имени одной из героинь популярной пьесы Александра Дюма сына «Дама с камелиями».
О. Ренуар (Пьер Огюст Ренуар) — великий французский художник-импрессионист (1841-1919). Натюрморты с цветами не были главной творческой темой Ренуара. Да и в творчестве всех импрессионистов натюрморт не был столь же важной темой, как у реалистов и Мане. Импрессионисты создали свою концепцию натюрморта как бы походя, перенеся в этот жанр принципы пленэра, разработанные ими в области пейзажа. Тем не менее, он написал достаточно много таких картин. Таким образом, можно было расслабиться после написания более серьёзных полотен. Кроме этого, по признанию самого Ренуара, натюрморты легко пишутся и неплохо продаются, так что таким образом можно было зарабатывать себе на жизнь.
Да, Ренуар очень любил изображать цветы во всех их естественной красоте, изысканности и неповторимости. Цветы были своеобразной отдушиной для мастера, которому чаще всего приходилось писать людей. Он наблюдал за каждым цветком как за самостоятельным объектом, не забывая и об общем композиционном строении полотна.
Кто-то из критиков даже пошутил, что по картинам Ренуара можно изучать историю французского букета. И действительно, все полотна настолько разные и по-своему привлекательные, что ими можно любоваться практически бесконечно.
В разные периоды своего творчества Ренуар изображал разные цветы и в разной манере. Первоначально он творил в нежных, пастельных, светлых тонах, изображая крупные букеты, пышные и сложные в композиционном плане. В более поздний период Ренуар любил изображать на своих полотнах розы. Изменилась и манера написания: пастель и нежность сменили экспрессия и страсть. В старости Ренуар любил и часто писал розы.
Натюрморты Ренуара великолепны, и, кроме своей художественной ценности, очень волнующи: глядя на то, что великий мастер писал не на заказ, а для души — можно чуточку прикоснуться к его настоящему Я.