Текст Тамара Печерер, практикующий психолог, руководитель Психологической мастерской «Зебра»
— «Зачем ты работаешь «на дядю»? Открой свой бизнес!» — наверняка вам давали этот совет. Если вы ему до сих пор не последовали, то, вероятно, вам кажется, что бизнес — не для всех, и что люди, добившиеся успеха, — просто везунчики, которые оказались в нужное время в нужном месте. Возможно это и так, но опыт мировых предпринимателей говорит о другом: успешность — это набор определенных качеств и навыков. Если вы в самом деле мечтаете о своем бизнесе, но, прочитав эту статью, вдруг обнаружите, что у вас этих качеств нет, — не отчаивайтесь: их можно и необходимо развивать.
дальше >>
Не паникуйте
В списке качеств, необходимых для успешного ведения бизнеса, тренеры по «успехологии» первым номером ставят психологическую устойчивость. Так и есть: все «звезды» падали множество раз, но умение подниматься сделало их знаменитыми, а некоторых — даже великими.
Высокая конкуренция, кризис, сезонность, насыщение рынка, человеческий фактор, нехватка знаний и опыта — неудачи в бизнесе случаются по разным причинам. Да, это бьет по самооценке, но винить себя во всех бедах уж точно не стоит.
Не ждите трудностей: просто будьте готовы к ним и работайте над собой. Уверенный в себе человек не паникует: он находит причину проблемы и устраняет ее вместо того, чтобы тратить время на самоедство.
Концентрируйтесь
На первых порах бизнес займет в вашей жизни центральное место. Близкие наверняка будут жаловаться на недостаток внимания, и с этим нужно смириться. «Раскрутка» — особенно трудный период для «бизнес-мам», которым приходится объяснять, что они «не бросали семью». Главное, чтобы чужие мнения и комментарии не подорвали вашу уверенность в том, что вы поступаете правильно. Не оправдывайтесь и не сомневайтесь: вы — прекрасная мать, и стараетесь ради самых любимых. Хотя бы ради того, чтобы чаще ездить с детьми на море. Делегируйте семейные обязанности, чаще доверяйте заботу о детях мужу и бабушкам — и сосредоточьтесь на деле. Мешают «лишние» мысли и шум? Осваивайте медитативные практики: всегда пригодится!
Выделяйтесь
Делайте ставку на личный бренд. Можно открыть цветочный салон в центе города, закупить лучшее оборудование и товар, а прибыли будет хватать лишь на оплату аренды. Дело в том, что покупатель всегда избирателен: он приходит за настроением, и если флористы умеют его создать своим отношением и мастерством — клиент возвращается!
Подумайте: чем ваш магазин отличается от сотен других, и сделайте на этом акцент — в рекламе, на сайте, в беседах с клиентами и знакомыми. Уникальная упаковка, интересные акции, узнаваемый стиль… То, что можно увидеть и приобрести только в вашем салоне. Игра стоит свеч, ведь созданный бренд в конечном итоге может оказаться ценнее самого бизнеса.
Ищите «своих»
С плохим партнером хорошее дело не сделать. Иными словами — ключом к успеху являются отношения с «правильными» людьми. «Правильные» сотрудники — те, кто относится к вам, вашему труду и имуществу с уважением, и готовы вас поддержать. Поэтому если вы вдруг обнаружите, что подчиненный или партнер с вами нечестен, — без сожаления расставайтесь со «слабым звеном». Возможно, поиск замены потребует времени и добавит хлопот, но избавит от необходимости трудиться бок о бок с ненадежным и неприятным вам человеком. Будьте уверены: скоро вы научитесь видеть и привлекать в команду единомышленников, обладающих качествами, необходимыми для общего дела. Доверяйте своей интуиции!
У вас есть уверенность в себе, надежная команда, качественный ассортимент и отличный сервис. Возможно, то же самое есть и у конкурентов, но не забывайте, что срабатывает все в комплексе.
В том числе — «фишки»! Например, у вас всегда свежие цветы (это про честность), ваши курьеры вежливы и пунктуальны (это про деловые качества), с вами приятно иметь дело (это про личность), а к букетам вы прилагаете «комплимент» — например, бутылочку аромамасла… Разве такой бизнес может потерпеть неудачу? И не забудьте оставить визитку или наклейку с контактами мастерской: ведь если цветочный подарок понравится получателю, то он обратится к вам, и не раз.