Организатор AMOR SF, фото Павел Скворцов, Андрей Фомин, Алексей Шевцов
Если хотите узнать, как творит, выглядит и общается selfmade-герой нашего времени, в свои тридцать пять преуспевший на Западе и на Востоке; титулованный профи, не закончивший ни одной (!) флористической школы, но при этом — замечательный преподаватель — обязательно побывайте на семинаре Дмитрия Туркана: благо, недавно он переехал из Азербайджана в Санкт-Петербург. Этой весной Дмитрий провел мастер-класс и показ на Нижегородской Ярмарке, и его выход на сцену стал одним из самых ярких моментов свадебного фестиваля «Грани».
— Дмитрий, темой вашего семинара были современные материалы. Чему Вы обучали студентов?
— Во-первых, быть смелыми! Возьмите материал в руки и начинайте пробовать: я только так и делаю. Не бойтесь ошибок: провал — это школа, ты делаешь выводы и продолжаешь идти вперед, а вот успех воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Во-вторых, я показывал, как трансформировать привычные вещи — например, пластик — в нечто новое и совершенно особенное. При этом мы концентрируемся не на самом материале, а на том, какие новые формы можно из него создавать. Работая над оформлением торжеств, флорист должен быстро придумывать и воплощать оригинальный дизайн, а ожидать доставку заказов или искать в магазинах подходящие вазы порой нет никакой возможности. Зато пластик вы купите в любом месте и в кратчайшие сроки изготовите из него для проекта сосуд подходящей формы — низкий, широкий, вытянутый… Пластиковый вазон можно покрасить, оклеить листьями, оформить в технике папье-маше и даже покрыть декоративным песком: получится органическая скульптура в виде каменной глыбы!
— Style by Dmitry Turkan: что отличает Ваши работы?
— Скорее, у меня есть свой узнаваемый почерк, и это связано с тем, что я не являюсь выпускником, последователем какой-то конкретной школы. Сначала был подмастерьем у опытного флориста в своем родном Кишеневе: подметал в магазине, убирал мусор, забивал оазис в корзины, чистил цветы и обучался на практике основам профессии. Потом переехал в Милан, где прожил много лет, затем — в Баку… Так что мой почерк — это авторский симбиоз между кавказской роскошью и изобилием и европейской сдержанностью, подчеркнутым чувством меры. Творческую манеру я вырабатывал сам на протяжении двадцати лет, и учиться, в общем-то, начал только в последние четыре года. Мои преподаватели — Грегор Лерш (Германия) и Петер Хесс (Швейцария) (легенды мировой современной флористики. Ред.), а к участию в Чемпионате Европы `2016 меня готовила чемпионка Европы `2011 Наталья Жижко: результат — Приз зрительских симпатий. Пока это мой единственный в жизни конкурс, но я много участвую в показах и фестивалях. Тоже прекрсная школа!
— Книги или выставки: что «полезнее» для флориста-декоратора?
— «Живой» дизайн особенно вдохновляет и помогает решать практические задачи. В прошлом году я занимался оформлением свадьбы, и в процессе работы возникла проблема низкого некрасивого потолка. Подсказку дала инсталляция в Музее современного искусства Майами: там я увидел тончайшее полотно с проекционной подсветкой, создающей иллюзию моря. «Увез» эту замечательную идею в Баку и превратил недостаток своего проекта в достоинство!
Важным источником знаний я также считаю мастер-классы и семинары. Посещать их следует не только «ради» преподавателя: учиться можно и у соседа по парте. А я учусь у своих студентов: одна голова хорошо, а двадцать — лучше! Но и в достаточно большой группе каждый флорист остается творческой единицей, экспериментатором. Заметил: чем дальше от столицы, тем больше желающих развиваться в нашей профессии. Так, на мой семинар, проходивший в Хабаровске, «слетелись» флористы со всего Дальнего Востока — кто-то даже был с гипсом! Готовность работать в любом режиме, в любых условиях — такой энтузиазм вызывает огромное уважение.
— Насущный вопрос от «талантов» с амбициями: как «раскрутиться», «пробиться», стать максимально востребованным?
— Достаточно просто делиться тем, что умеешь: интернет-пространство вам в помощь, оно обладает огромным влиянием на чувства и умы. Проблему я вижу в другом: многие мастера не раскрывают своих профессиональных секретов, боятся, что их идеи «своруют»… Думаю, это что-то психологическое. Да, флористы выкладывают свои работы в Instagram и Pinterest, но часто показывают только детали или делают коллажи из десятков крошечных фотографий: какой в этом смысл? Демонстрируйте свои знания, записывайте интересные мысли — и количество ваших подписчиков начнет неуклонно расти, вы всегда будете в центре внимания!
КСТАТИ
Дмитрий Туркан входит в десятку лучших флористов Европы. Более семидесяти тысяч флористов со всего мира следят за его творчестом в Instagram.
Дмитрий Туркан учит студентов развивать собственную интуицию и не комментирует их работы: «Если я скажу, что поставил бы этот цветок туда, а этот вообще заменил, то букет станет моим. Гораздо важнее, чтобы студент сам анализировал свою работу, находил в ней ошибки и понимал, как в следующий раз сделать лучше. Это один из способов развить свой персональный стиль».
Дмитрий Туркан о букетах, представленных на шоу-программе выставки «Грани»:- букет с корой и лепестками роз «особо стойких» сортов — вариант для свадьбы на природе;
- букеты невесты в стиле «эко» популярны в Америке и Европе. В основе каркаса — крафт-бумага;
- классический букет в форме капли выглядит очень статусно за счет большого количества однородного материала — мимозы;
- кристальный букет из ажурного пластика подойдет как для зимней, так и для «ранней» весенней свадьбы.