Организатор: салон «Флормажор» при поддержке оптовой цветочной базы «Первоцвет», место: фотостудия «Контраст»
Крафт — модное направление во флористике и декоре. Экологичные фактуры (дерево, бумага, пеньковая веревка и др.), природные оттенки, рукотворные детали — в крафте соединилось все, за что мы так любим хенд-мейд и рустик! Kraft по-английски «ремесло», однако в цветочном дизайне оно немыслимо без искусства. Как правильно сочетать цветы с грубоватой kraft paper? Какие техники подходят для создания крафтовых аксессуаров? Об этом нижегородским флористам рассказала Наталья Мелехова, преподаватель Международной школы флористов-дизайнеров «Нiколь».
— По первой профессии я портниха-закройщица, но после большого перерыва в работе решила заняться чем-то более творческим, — поделилась Наталья. — Записалась на разные курсы, в том числе на курсы флористики, и это искусство полностью захватило меня. Поступила в школу «Нiколь», где отучилась «от» и «до», закончила группу мастеров. Преподаю уже около двадцати лет.
— Также у Вас многолетний опыт работы в цветочном салоне, в event-индустрии (оформление мероприятий). Что помогло Вам добиться успеха?
— Самый большой стимул — благодарность клиентов. Это значит, что людям близка и понятна та красота, которой ты делишься с ними, она доставляет им радость и удовольствие. Бывает, флорист создает что-то в его представлении очень красивое, но работа остается непонятой, неоцененной — и в итоге не купленной. Автору стоит задуматься! Ведь есть законы композиции и гармонии цвета, и если они нарушены — зритель интуитивно чувствует: тут что-то не так, его не обманешь. Поэтому наш главный учитель и критик — наш покупатель. Все, что мы делаем, мы делаем ради него.
— Знание портновского дела повлияло на Ваш авторский стиль во флористике?
— Шитье и флористика очень близки и похожи — настолько, что многие приемы работы с материалом я взяла из закройки. Например, на kraft-семинаре мы делаем кокилье — элемент дизайна, который выкраивается без складок по спирали. В мире моды кокилье традиционно используют в виде жабо, ну а кокилье из бумаги можно легко превратить в каркас для букета: оно получается похожим на чипсы и выглядит современно! Также использую подкройные детали, вытачки… Все это позволяет сделать бумажные арт-объекты объемными и более интересными.
— Какие еще секреты работы с бумагой можно узнать на Ваших семинарах?
— Бумага — очень стойкий материал, который нужно лишь «попросить», и эксклюзив гарантирован. Тонированная красками, многослойная, мятая, жатая, подпаленная огнем, вымоченная в воде — она невероятна красива! Для декора букетов и фотозон также подойдут скрученные из бумаги жгуты и разного вида розочки. Для этого я придумала «ленивые» розочки с упрощенной схемой изготовления: за очень короткое время можно сделать целый розовый сад! А одна из моих любимых техник называется «Крепдешин». По-французски crêpe de chine — китайский креп, полупрозрачная ткань из шелковых нитей: на своем 11-дневном курсе я учу создавать имитацию китайского шелка из бумаги, особым образом обработанной клеем ПВА. Для флористов это новый способ выразить себя в создании эффектных недорогих аксессуаров — и удивить клиентов!
— Как Вы думаете, почему стиль «крафт» сегодня так популярен?
— Любые, даже «статусные» и вычурные цветы, упакованные в простую бумагу, выглядят очень контрастно и производят сильное впечатление. Не «перекрикивать» красоту цветов, а лишь оттенять ее, дополнять — таков современный тренд! На фоне этой тенденции и произошло второе рождение крафта. Первый раз, на рубеже XIX-XX веков, ремесленный стиль не очень-то приняли: тогда многим хотелось вычурности и блеска, да и крафтовые предметы из-за ручного производства обходились слишком дорого… И хотя сегодня «уютные» вещи актуальны как никогда, крафт — это не революция, а тихий шепот: то, что не бросается в глаза, но радует взгляд и греет душу.
— А что вдохновляет Вас как флориста?
— Что-то милое и естественное, например, дикорастущие цветы. Все мы знаем «садовую роскошь», такую как анемоны: иногда их выращивают до гигантских размеров! А недавно мне довелось увидеть «настоящие» анемоны: совсем крошечные и очаровательные, не тронутые человеком… Чем больше я вижу красоты рукотворной, тем больше трепета во мне вызывает все, созданное природой!
10 фактов об Art & Kraft
• Направление «искусств и ремесел» возникло в конце XIX века как альтернатива викторианскому стилю с его тяжеловесной роскошью и излишней декоративностью.
• Идеолог стиля Art & Kraft — английский художник и дизайнер Уильям Моррис (1834-1896), минималист своего времени: «Не имейте в своем доме ничего, кроме того, что считаете полезным и называете красивым», — говорил он.
• Британское движение Art & Craft оказало влияние на развитие всего европейского и американского дизайна, этот стиль считается предтечей модерна.
• Art & Kraft — первый стиль, объединивший ремесло и промышленность, причем, во главу угла ставились традиционное мастерство и естественная красота, а не фабричное производство.
• Простота и функциональность соединились в Art & Kraft с природными материалами, растительными мотивами и натуральными оттенками.
• «Крафтовая» гамма — преимущественно бежево-серая и коричневая, вдохновленная самой природой: песком, корой, камнями…
• Основные слагаемые стиля — четкие линии, лаконичные и правильные формы.
• Art & Kraft подчеркивает ручную работу, трафаретные и расписные элементы.
• Ключевые материалы ремесленного стиля — «живое» дерево и грубая, неотбеленная крафт-бумага, изготовленная из щепы длинноволокнистых пород древесины.
• Изначально крафт-бумага использовалась как прочный упаковочный материал, но благодаря моде на экологичный дизайн флористам стали доступны ее имитации всевозможных оттенков.
Кстати
- Крафт-бумага оттенков песка, мха или шоколада великолепно сочетается с любыми цветами — от полевых ромашек до экзотических орхидей.
- Крафтовые материалы и техники можно также использовать для создания ягодных и других «вкусных» букетов.