Многие фитодизайнеры Нижнего Новгорода учились именно у нее — Галины Лебедевой, члена Национальной Гильдии Флористов. Курсы этого заслуженного мастера доступны даже детям: «Могу научить любого», — говорит Галина Ивановна, и это действительно так. Благодаря авторским методикам, которые она разрабатывает и применяет в своем Нижегородском центре флористики, ученики — независимо от возраста и уровня предварительной подготовки — уверенно составляют цветочные композиции всего через 5-7 занятий, и могут начать зарабатывать уже в процессе обучения! О профессиональном и творческом пути флориста, о людях и цветах — в эксклюзивном интервью Галины Лебедевой для Redlily.ru.
дальше >>
Галина Лебедева — основатель Нижегородского центра флористики, практикующий флорист-педагог, член Национальной Гильдии Флористов, судья чемпионатов России, обладатель дипломов Российского филиала Института Икэнобо (Япония). Проводит флористические показы и мастер-классы в Нижегородском регионе. Является одним из организаторов первого нижегородского фестиваля флористики «Город Сад».
Я пришла во флористику благодаря своей дочери. Нет, в нашей семье никто не занимался цветами — тем более что в далекие восьмидесятые о фитодизайне в России мало кто знал. И по первому образованию я инженер-технолог, строитель. Просто трехлетняя дочурка часто болела, и мы с мужем приняли решение о переезде на природу — в деревню Старая Сейма рядом с Дзержинском: с этого все и началось. Мы начали выращивать рассаду и саженцы на продажу: черную смородину, облепиху… Дело у мужа-биолога спорилось, и постепенно наш «бизнес» расширился: Владимир нашел заброшенную теплицу и обустроил в ней розарий. Был 1989 год, и мы организовали первый кооператив по выращиванию роз.
Я в то время работала в администрации завода, и параллельно занималась реализацией выращенных нами цветов. Высокие крупные розы продавались хорошо. А вот что было делать с большим количеством нестандартных — коротких и мелких — розочек? Зимой из-за дорогого обслуживания теплицы было накладно выбрасывать даже «некондицию». И тут — весьма кстати — я прочла в каком-то журнале, что из маленьких роз можно делать мини-букеты в корзинках. Сейчас такие композиции можно приобрести в любом цветочном магазине, а тогда, больше двадцати лет назад, это была целая наука! Флористические губки (оазисы) в продаже еще не появились, и приходилось использовать вместо них перлитовый песок: смачивать и плотно набивать его в целлофановые пакеты.
С оригинальными идеями у меня проблем не было, тяга к творчеству была с детства: и вышивала, и выжигала по дереву… Мои цветочные корзины расходились «на ура», и, наверное, я не задумалась бы о дальнейшем развитии, если бы не слова одного случайного прохожего — посетителя рынка, где я стояла со своим товаром: «У вас здорово получается, но вам все равно нужно учиться!» Мужчина оказался заместителем директора московского некоммерческого партнерства флористов «Арт Флора». Он и подсказал, где в России учат на флористов.
Каждые 3-4 месяца я ездила на курсы и семинары в Москву, Питер, Самару — не меньше шести раз. В 1993 году чудом попала на семинар знаменитых английских флористов Памелы Саус и Эдны Джонсон — и там поняла, что значит европейский уровень! В том же году организовала в Дзержинске первые курсы флористов: захотелось поделиться своим мнением и навыками. Пришло много молодых преподавателей домоводства в школе, и они занимались с большим увлечением! Параллельно, в течение следующих двух лет, я продолжала учиться. Попадая на очередные «высокие» курсы, уже встречала людей, которые на более ранних этапах учили меня. Впрочем, рядом сидели и настоящие виртуозы: их композиции, по сравнению с моими работами, были так хороши, что я, новичок, расстраивалась до слез. Заметив мои переживания, мудрая преподавательница сказала тогда: главное — быть успешным на том уровне, который тебе доступен сейчас.
В 1999 году я уволилась с завода и начала работать «по профессии» — новой и любимой. Моим первым местом работы стал «Бизнес Букет»: в этой сети салонов на должности ведущего флориста я проработала несколько лет. Первые значительные успехи, первые большие проекты… Достаточно сказать, что мы делали цветочное оформление к визитам Президента Владимира Путина и королевы Великобритании Елизаветы. Это была колоссальная школа!
Поработав в разных цветочных салонах Нижнего Новгорода и накопив достаточный опыт, я вступила в Национальную Гильдию Флористов. А вскоре, в 2004 году, мы с коллегами провели на Нижегородской Ярмарке первый региональный конкурс по профессиональной флористике. Участвовали 7 человек, судили трое — известный нижегородский флорист международного класса Елена Илюшкина, профессор икебаны из Эстонии Индрек Каэли и я. После распределения мест к жюри возникли претензии, на что Индрек философски ответил: «Мы пришли сюда оценивать вашу работу, а не нашу работу!». Как бы то ни было, несмотря на мелкие недоразумения, наш следующий конкурс произвел настоящий фурор: только в группе «Дебют» было 15 участников! Всего мы провели 6 региональных мероприятий. В разное время на них судействовали и давали мастер-классы «русские звезды» флористики Сергей Карпунин и Александр Бермяков, и даже такие знаменитости как Йохан Мартинс и Ян Аартсен (Голландия).
Мне очень нравится работать с детьми: первую детскую школу флористики я организовала еще в 1995 году в Дзержинске. В своем Центре флористики многих обучаю частным образом, а в ЦРT «Созвездие» веду сразу несколько групп, две из них — для детей с ограниченными возможностями. Занятия флористикой развивают творческие способности и художественный вкус, помогают обрести душевное равновесие. И что не менее важно для моих «особенных» учеников — многие из них, овладев навыками фитодизайна, со временем смогут стать финансово независимыми. Сейчас популярны игрушки из цветов, «сладкая флористика» — букеты из конфет. Заниматься их изготовлением можно и дома, а продавать — через Интернет.
На чемпионате России среди флористических школ Russian SkillS`2011 команда моих студентов заняла 4 место, совсем чуть-чуть уступив Москве: второе место досталось Екатеринбургу, первое — Питеру. С нашей плетеной скульптурой — Лаврессой — сфотографировались тогда почти все гости мероприятия. Но самое приятное — цветы, из которых она была сделана, не вяли и хорошо выглядели все пять выставочных дней.
На Russian SkillS нам вручили в подарок книгу знаменитого американского флориста Престона Бейли (Preston Bailey): его называют лучшим в мире дизайнером событий. В ней представлены потрясающие масштабные проекты. Кстати, торжества подобного уровня проходят и в Нижнем, но их оформлением в основном занимаются праздничные агентства. Это удивляет, поскольку услуги хороших флористов в нашем городе стоят недорого, а уровень исполнения — очень высокий: у нас много талантливых фитодизайнеров, и заслуженных, молодых. Так что сделать роскошное цветочное оформление — не проблема: было бы желание у заказчика, а достойную команду можно собрать за полчаса!
В Поволжском регионе обязательно должна быть своя школа флористики и, надеюсь, со временем ей станет мой Центр. Обучение в столичной «Нiколь» доступно не всем, и не только по причине его высокой стоимости: просто слишком далеко ездить. Да и зачем, если нечто подобное можно делать и здесь! Конечно, обучение в местной, пусть и хорошей школе, не так престижное, как в московской или питерской, но скорое признание — я уверена — ожидает и Нижний Новгород. Наш город растет, в нем появляется все больше прекрасных флористов, и растет число потребителей их услуг — в первую очередь, крупных компаний.
Мне постоянно звонят владельцы цветочного бизнеса с просьбой порекомендовать флориста — иногда до пяти человек в неделю. Может, мне и не слишком нравится роль «кадрового агентства», но я люблю, когда мои ученики хорошо устроены: ведут свое дело или работают в нормальном месте. Искренне хочу, чтобы нижегородские флористы хорошо зарабатывали и имели возможность делать «вкусные», интересные работы!
Одна из самых больших радостей для профессионала — видеть, что твой проект успешен и рентабелен. Признаюсь, в моей практике таких проектов немало: это и цветочные отделы нижегородских SPAR`ов (их организация в свое время была поручена мне), и многочисленные цветочные магазины в городе и области, развитием которых я занималась… Флористика — это моя жизнь: в ней все связано с цветами. Если я не на работе, то обычно сижу за компьютером или разговариваю по телефону: любой из учеников в любой момент может позвонить или написать, чтобы получить консультацию. Мне это нравится!
Успешный флорист — это человек, у которого есть команда. Нет команды — значит, в твоем распоряжении только две руки, две ноги и ограниченное количество времени. Флорист — это трудоголик. И еще он должен любить людей. Постоянно говорю своим ученикам: «Все, что мы делаем — мы делаем для людей, для их праздника. И мы ни в коем случае не должны этот праздник испортить».
Бесплатные обучающие курсы от «высоких» мастеров? Вряд ли их можно найти в Интернете. Во всяком случае, я сомневаюсь, что чемпионка Европы Наталья Жижко располагает достаточным количеством времени, чтобы что-то записывать, да еще на общественных началах — после того, сколько ресурсов она вложила в собственное образование! Максимум — короткие ролики: такой опыт есть у Вячеслава Роски, призера национальных и международных конкурсов. Следите за графиком звезд флористики и записывайтесь на их «живые» показы: пользы от этого будет намного больше!
Видеокурсы тренеров успешных людей — вот что доступно каждому! Мне очень пригодился совет Евгения Дейнеко: не слушать чужие мнения, а составить список возможных результатов воплощения своих планов — плохо, нормально, замечательно. Сделав это, я поняла, что у меня все получится хорошо, даже если я просто попытаюсь! У меня много творческих замыслов, и некоторые из них я надеюсь осуществить уже в этом году. Например — предложить нижегородцам цветы для зимних свадеб: живые, морозостойкие, долговечные. Стоимость таких хладоустойчивых букетов будет вполне доступной — от 5000 рублей.