Автор: Георгий Водянов
Над этими лугами никогда не щебетали птицы, не жужжали шмели, не порхали бабочки. Не паслась на этой траве рогатая животинка. И легкий ветерок никогда не тревожил их густую изумрудную зелень. На эти лужайки никогда не ступала нога человека — только ботинок водолаза. Потому что эти луга — на дне морском. И растут на них совсем не водоросли, а высшие цветковые растения — морские травы. Травы, которые чувствуют прикосновение воздуха только после смерти.
дальше >>
Представьте: отчаянно-лазурное побережье восточной Австралии. От ярко освещенной песчаной отмели уходит вниз, сияя невозможными красками, коралловый риф со своими причудливыми обитателями. Знаменитый Большой Барьерный Риф отгораживает огромные участки мелководных равнин с кристально-прозрачной водой от густой синевы открытого океана. Обширные луга бесконечным зеленым ковром простираются до самого берега. Меланхолично перемещаются по пастбищу морские коровы. Чуть выше проносятся рыбы-попугаи, оглашая воду неслышными криками. У кромки луга притаился морской кот. Пестрые рыбы-бабочки переплывают с цветка на цветок, собирая нектар…
А если серьезно…
…Все немного не так: на лугах пасутся дюгони, а цветут морские травы мелкими невзрачными колосками, которые опыляют, конечно же, не рыбки, а волны — подобно тому, как ветер переносит пыльцу на пшеничных полях. Да и по внешнему виду нептуновы травы напоминают наземные растения из семейства Злаки.
Есть множество видов водных растений, вырастающих со дна водоема — кувшинки, рогоз, камыш, мангровые деревья и т.д., но морские травы — единственные цветковые многолетники, приспособленные к жизни в толще морской воды, без какого-либо контакта с воздухом.
Они встречаются на границе берегов в умеренных и тропических зонах и являются, возможно, самыми продуктивными биологическими сообществами на Земле, производя около 1 кг/м2 растительной массы в год. Максимальная глубина, на которой они могут произрастать (порой до 50 м), определяется прозрачностью вод над ними.
Морские травы подразделяются на четыре семейства: взморниковые, водокрасовые, посидониевые и цимодоцеевые. Все растения группы имеют длинные линейные, сужающиеся к концу листья и хорошо развитые ползучие корневища, закрепляющиеся в грунте морского дна с помощью придаточных корней. Высота некоторых видов, например, Зостеры морской, или морской пшеницы (Zostera marina) достигает 3 м.
Дюгонь (лат. Dugong dugon) — водное млекопитающее; единственный современный представитель рода дюгоней семейства дюгоневых отряда сирен. По-малайски duyung означает «морская дева». Под водой некоторое сходство есть: строение хвоста и выступающие молочные железы вполне могли подсказать страждущим морякам образ русалки. Ближайшие родственники дюгоней — ламантины. Что же касается остальных членов «семьи», то как ни странно у слонов и дюгоней — общие предки.
Действующие лица
Взморниковые внешне напоминают водоросли. Тонкие длинные листья стелятся по дну, удерживаемые длинными горизонтальными, почти прямыми корневищами, которые цепляются за поверхность небольшими корешками-отростками. Сходство с водорослями усиливается еще и тем, что мелкие белые цветы взморниковых трудно заметить в густых зарослях травы.
Водокрасовые включают в себя более 120-ти видов. Их тонкие извилистые корневища и стебли погружены в воду, а листья и белоснежные цветки большинства видов плавают на поверхности. Водокрасовые любят слабосоленую воду, но некоторые виды растут и в водах средней солености. Существуют и пресноводные виды водокрасовых.
Посидониевые внешне напоминают взморниковые, но отличаются от них более крупными плодами и способом размножения. Они образуют два вида побегов — горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные перерождаются в корневища, которые прорастают в полноценное растение. Плоды этой травы отделяются от растения и «путешествуют» по волнам на довольно большие расстояния.
Цимодоцеевые — двудомные морские травы, произрастающие в теплых тропических водах. Листья узкие и длинные, корневища извилистые и образуют целую «сеть», удерживая растение на дне. Размножаются вегетативно, цветут крайне редко.
В умеренных широтах осенью листья морских трав отмирают, всплывают на поверхность и волнами выбрасываются на берег, образуя на отдельных местах пляжей целые залежи.
Распространяются морские травы большей частью отростками длинных корневищ. Оторвавшиеся отростки уплывают на другое место и дают начало новой куртине.
Так уж вышло
Предками всех морских трав были обычные сухопутные растения. Так с какого перепуга эти цветочки обосновались на морском дне? Авторитетные ботаники считают, что дело в постоянно изменяющемся уровне моря: за многие миллионы лет эволюции климат менялся неоднократно, вызывая колебания уровня океана. Да и сама твердь земная не проявляла чудеса стабильности — континенты образовывались, раскалывались, уходили под воду…
Допустим, в начале времен огромный полуостров, постепенно погружаясь в море, становится островом, а затем и подводным плато — животные еще могут вовремя слинять от потопа, а вот растениям убежать невозможно. Росла себе спокойно сухопутная травка под ярким солнцем, но в один «прекрасный» день самый высокий прилив достиг лужайки. Вода схлынула, но те, кто чувствителен к избытку соли, погибли. Через сотни лет лужайку затапливал уже каждый прилив: те, кто смог приспособиться, выжили. Прошло еще какое-то время — и растения уже постоянно, кроме периода отливов, торчали из воды. И, в конце концов, воды океана окончательно сомкнулись над немногими приспособившимися травами.
Во время этой постепенной адаптации нептуновы травы выработали особый механизм накопления воздушных пузырьков в толще листа: сохранять вертикальное положение в воде (среде гораздо более плотной, чем воздух) под напором волн ой как непросто. Надо быть либо жестким, как коралл, либо иметь плавучие побеги, и тогда сама вода поднимет побеги к солнечному свету.
Скудость «почвы» (обычно это песчаное дно) и насыщенность минеральными веществами окружающих вод определило и другое отличие морских трав от их сухопутных родственников: корни служат лишь для удержания растений на дне под напором волн и течений, а все питательные вещества и кислород для дыхания взморник и компания получают непосредственно из воды.
Далеко ходить не надо
В наших водах луга морской травы имеются в Белом, Балтийском, Черном, Азовском, Японском, Охотском морях и в западной части Баренцева моря. Встречается морская трава и в Каспийском море.
Морская пшеница (Zostera marina), местные называют ее камкой (тюркс. «пружина»), встречается на всем побережье Черного моря. В Таманском заливе и районе курорта Анапа ее особенно много. Постоянно плывущие к берегам Таманского залива листья камки выбрасываются волнами на берег и ложатся пушистой периной вдоль береговой линии. Часть водорослей высыхает на солнце, другая часть превращается у берега в слой пузырящейся смеси, которая перерабатывается микроорганизмами и образует черную грязевую жижу. Понимающие целебную силу камки спешат ею полечиться, а непонимающие морщатся. Многие едут «на камку» лечить болезни суставов, обкладывая ею руки и ноги и часами греясь на солнце.
Камка богата не только легко усвояемым органическим йодом, но и железом, цинком, медью, кобальтом и другими микроэлементами. Она содержит весь спектр витаминов, аминокислот и биологически активных веществ, среди которых — полисахарид фукондак, обладающий мощным противоопухолевым действием.
Анапские гурманы разработали свою рецептуру приправ к овощным, рыбным и мясным блюдам (анапское кари), в состав которых входит сухая измельченная морская трава. Рецептуры передаются из поколения в поколение и держатся в секрете, так как приготовленная с использованием данной приправы еда не только вкусна и питательна, но и лечебна.
Сухой камкой лечили заболевания верхних дыхательных путей (набивая в трубки вместо табака). Медицинские препараты из камки широко используются в комплексной терапии при заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ и центральной нервной системы.
Экологический аспект
На голом песке, где нет никаких укрытий для животных, морские травы создают и твердую поверхность для прикрепления неподвижных обрастателей, моллюсков, счищающих с листьев перифитон и омертвевшие клетки, и укрытие для рыб. Морские коньки обвивают ее листья хвостами и качаются вместе с ними, масса стайных мелких рыб живет здесь постоянно или находит приют во время кочевок. Особенно ценны подводные лужайки как родильные дома для многих видов рыб и детские сады для их мальков.
Листья морских трав покрыты пленкой одноклеточных водорослей, в основном диатомовых, что увеличивает общую первичную продукцию зарослей. Здесь же расселяются синезеленые водоросли, выделяющие богатые азотом питательные вещества, полезные для роста растений. Морские травы поедаются различными животными — от черепах, дюгоней и птиц до червей и улиток, обитающих в иле вокруг растений. Отмирающие листья морской травы, оставаясь на месте или уносясь течением, также служат пищей морским животным или, разлагаясь, «удобряют море».
Корневища морской травы (кстати, съедобные) достигают больших размеров, укрепляя грунт от размыва волнами и течениями, и предохраняют от заноса песком и илом узкие протоки. Они способны гасить волновую активность, что стабилизирует донные осадки и защищает песчаные пляжи.
В народном хозяйстве
Сухая камка, как и многие другие морские травы, является прекрасным термоизолятором, она практически не гниет и не горит из-за большого содержания кремния. Кроме того, она устойчива к плесени и не требует добавления других веществ — это отличная новость для тех, кто чувствителен к химическому воздействию. Материал на основе камки может поглощать и испарять водяной пар без ущерба для изоляционных свойств.
Из высушенной камки делают матрацы и подушки, которые источают мягкий, еле уловимый «морской» запах йода, успокаивая нервную систему и способствуя спокойному и безмятежному сну.
Высушенные листья другой морской травы — взморника — используются для набивки мягкой мебели и как упаковочный материал, для изготовления стройматериалов, а иногда — как удобрение. Из зостеры можно готовить неплохую бумагу, а из филлоспадикса, который называют морским льном, делают волокно для прядения тканей. Свежая морская трава, как и морская капуста, пригодна в пищу скоту.
В отличие от морской капусты, нептуновы травы не косят, а просто собирают на берегу — море заботливо выносит на берег в больших количествах их листья и побеги.
А на побережье Средиземного моря регулярно появляются плотно скатанные волокнистые шарики. Это морская трава Posidonia Oceanica. Химико-технологический институт Фраунгофера (Германия) разработал проект, по которому эти маленькие шарики из водорослей превращаются в отличную теплоизоляцию для зданий. Изоляция производится и продается под брендом NetptuTherm компанией под одноименным названием.
Нотки грусти
Людская благодарность не знает границ: хозяйственная деятельность человека и ухудшение качества воды угрожают морским травам по всему миру. «58% прибрежных подводных лугов планеты находятся в упадке. Рост городских центров, искусственное укрепление береговых линий и сокращение природных ресурсов вывели прибрежные экосистемы из равновесия. Каждые тридцать минут мы теряем подводный луг размером с футбольное поле. Ежегодно (с 1990 года) теряется около 7% морских трав». Уильям Деннисон. Ассошиэйтед Пресс.
«Британские» ученые сообщают…
…что в Средиземном море обнаружено растение, которому, по предварительным оценкам, от 80 до 200 тысяч лет.
Рекордсменом оказалась обычная морская трава Posidonia oceanica. Исследованием ее ДНК занимался Карлос Дуарти из университета Западной Австралии. Близ острова Форментера биолог обнаружил гигантский луг морской травы, который растянулся на 15 км, но при этом представлял собой одно и то же растение, единый организм. ДНК во всех пробах оказалась идентичной (что неудивительно при вегетативном способе размножения). Однако на то, чтобы занять столь обширную территорию, посейдонии могло понадобиться от 80 до 200 тысяч лет, поэтому ее можно считать самым долгоживущим организмом на Земле.