ЦВЕТЫ И ИСКУССТВО

О проекте Redlily Каталог Наши партнеры Услуги дизайнера Анонсы Карта сайта
Под вишнями в цвету

Под вишнями в цвету

Автор: Георгий Водянов

Традиционная японская живопись суми-э имеет китайские корни (как, впрочем, и многие другие японские традиции). Считается, что суми-э возникло примерно в эпоху Династии Тан (618 г. — 907 г.). До этого, в эпоху Шести династий (222 — 589 гг.), картины рисовали только с помощью линий туши — без полутонов. Объем и экспрессия передавалась благодаря модуляциям линий. Такая техника называлась хакубёуга (hakubyouga — белая живопись — 白描画) и являлась прямым потомком каллиграфии. И в рисовании картин, и в начертании иероглифов использовались одни и те же материалы — тушь, рисовая бумага, кисти — и одни и те же приемы.

Постепенно пространство между линиями стали заполнять мазками туши и применять тонировку (бокаси), разбавляя тушь водой. Дзен-буддизм вносит элемент духовности в живопись, и зарождается суйбокуга (Суми-э (墨絵, 墨 суми — тушь, 絵 э — картина) или суйбокуга (水墨画, 水 суй — вода, 墨 боку — тушь, 画 га — картина).

Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега...
И вдруг — глициний цветы!
                     Басё

Изначально суми-э была монохромной и создавалась лишь при помощи туши, но со временем японские художники расширили палитру цветными минеральными красками. Во время становления техники суйбокуга распространение получили картины с изображением горных вершин, неба. Позднее в моду вошли большие пейзажи, где особое внимание уделялось изображению воды. Пространство картин увеличивалось, в результате появлялись новые формы композиции. Тематика картин становилась все более разнообразной: сюжетные композиции, портреты людей, традиционные животные и традиционные растения.

Видели все на свете
Мои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.
                     Иссё

К XIV веку суйбокуга вместе с буддизмом и оранжевыми монахами завоевывает Японию.

Дзен-буддисты использовали суми-э в духовной практике: такие картины идеально подходят для медитации. Рассматривающий их человек концентрируется на линиях, тенях и движении души.

Вобрав в себя сокровенный дух буддизма, суми-э в художественной форме воплотила основные мотивы этой религии. Черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.

В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она отражается в его сознании, только самую ее суть. Естественность достигается штрихами, которые наносятся на одном дыхании, без излишних деталей. Суми-э стремится создать единый образ, отбросив все ненужное и представив только жизнь и суть вещей.

Зал для заморских гостей
Тушью благоухает...
Белые сливы в цвету
                     Буссон

Суйбокуга — это искусство штрихов и линий. Сила штриха передает характер художника, а изгиб линий — его эмоции и настроение.

Суйбокуга — это искусство пустоты. Пустое белое пространство побуждает зрителя к фантазии, желанию заполнить его своими собственными образами.

Суйбокуга — это выразительность нидзими и бокаси (Нидзими (にじみ,滲み) характеризует абсорбцию бумаги, степень растекаемости туши по бумаге).

Есть известное изречение «у туши 5 цветов». Используя нидзими и бокаси, свет и тень, насыщенность и гармоничность, можно одной тушью выразить всю вселенную.

Главное в суйбокуга — это «одухотворенный ритм живого движения», закон из китайского трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Если в картине суйбокуга сочетаются все эти особенности, тогда она начинает обладать пульсирующим чувством жизни, проявляя качество характера и духовность художника

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
                     Иссё

еще статьи >>Из Голландии, со смыслом   ·О, Ренуар!    ·Сумасшедшие подсолнухи   ·Восходя в детство   ·Пейзажная и цветочная фотография в интерьере   ·Великий дикарь   ·Афремов Style   ·На холсте и на стене   ·Цветочные друзья   ·Первые, нежные   ·Вячеслав Грачев: «Зрителя не обманешь!»   ·Цветочный сюр   ·Джузеппе Арчимбольдо: во саду ли, в огороде   ·Волшебный ветер одуванчиков   ·Цветы в объективе Константина Сидорова   ·Живое стекло   ·Большие цветы Ольги Ольневой   ·Супермакро эпохи ар нуво
Наверх